- Гражданское право

Новые законы, платежи и условия для бизнеса в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые законы, платежи и условия для бизнеса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Человек, получивший статус индивидуального предпринимателя, остаётся физическим лицом. После госрегистрации он получает право вести бизнес, но при этом ИП в договоре выступает лично от своего имени. Этим он принципиально отличается от ООО, которое в сделках представляет его руководитель.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Читайте также:  Трудовой договор с иностранцем: как заключить и оформить правильно

Налог на добавленную стоимость (НДС) и Электронные счета-фактуры (ЭСФ)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

19) сахара-сырца тростникового;

20) химических веществ (сырья) для производства пестицидов при одновременном соблюдении следующих условий:

производство указанных товаров отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан;

ввезенные товары включены в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области налоговой политики и уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

ввезенные товары предназначены исключительно для производства пестицидов и не предназначены для дальнейшей реализации.

В случае нарушения в течение трех лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

21) произведений искусства, ввозимых негосударственными музеями. Перечень произведений искусства, указанных в настоящем подпункте,

утверждается уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

С 01.01.2023 года

Новые категории импорта, освобожденные от НДС: сахар-сырец, хим вещества для производства пестицидов, произведения искусства, ввозимые музеями.

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан

С 01.01.2023 года

Новые категории, обязанные выписывать СФ: юр лицо, выполняющее деятельность по подтверждению соответствия и таможенный представить, перевозчик, владелец складов временного хранения, таможенных складов.

Статья 412. Общие положения

Статья 412. Общие положения

2-1. При ограничении выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе.

При этом счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит введению в информационную систему электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты отмены ограничения выписки счетов-фактур в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2013 года

Добавлено положение. Если налогоплательщик ограничен в выписке ЭСФ – документ выписывается на бумаге. После отмены ограничения – бумажный СФ вводится в ИС ЭСФ в течении 15 дней.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой и частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для обращения покупателем для выписки ЭСФ в установленных случаях – 180 календарных дней с даты совершения оборота. В настоящий момент — в течение срока исковой давности.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) — в течение 195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней).

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней.

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.»;

С 01.01.2023 года

Сокращаются сроки для возврата превышения НДС, подтвержденного результатами проверки, в общих случаях – со 155 до 75 рабочих дней

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом

С 01.01.2023 года

Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан в одном налоговом периоде, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

В иных случаях счет-фактура при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, выписывается в сроки, установленные главой 47 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2023 года

При реализации импортером товара, импортированного из ЕАЭС, если импорт и продажа в одном налоговом периоде — ЭСФ оформляется до 20 числа следующего месяца. Если в разных периодах – в общие сроки.

Что такое договора ГПХ и кто может по ним работать?

ГПХ – это договор гражданско-правового характера. Сторонами такого договора, как правило, являются физлицо (исполнитель) и ТОО или ИП (заказчик). Заключаются договора ГПХ на определенный объем услуг, например на услуги:

  • уборки;
  • погрузки/разгрузки;
  • охраны;
  • перевода;
  • бухгалтерского сопровождения и т.д.

Регулируются договора ГПХ Гражданским Кодексом РК и бывают двух видов:

  • договор подряда (ст.616 ГК РК);
  • договор возмездного оказания услуг (ст.683 ГК РК).

Какие налоги и социальные платежи за работников должен оплачивать Индивидуальный предприниматель?

ИП обязан:

  1. Исчислять и удерживать ОПВ на основании Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» в размере 10% от начисленного дохода работника, но не более 10% от 50-кратного МЗП, и перечислять ежемесячно в Фонд не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода работнику;
  2. Исчислять и удерживать взносы на ОСМС на основании Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» в размере 2% от начисленного дохода, но не более 10-кратного МЗП, и перечислять ежемесячно в Фонд не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода работнику;
  3. Исчислять и удерживать ИПН у источника выплаты на основании раздела 8 Налогового кодекса РК в размере 10 % от облагаемого дохода работника и перечислять его в бюджет не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором произведена выплата дохода;
  4. Исчислять отчисления на ОСМС на основании Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» в размере 2% от начисленного дохода, но не более 10-кратного МЗП, и перечислять ежемесячно в Фонд не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода работнику;
  5. Исчислять социальные отчисления на основании Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в размере 3,5% от дохода работника, принимаемого в качестве объекта исчисления, но не менее 3,5% от 1 МЗП и не более 3,5 % от 7- кратного МЗП, и перечислять ежемесячно в Фонд не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Читайте также:  Как делают перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2023 году

Возможности и риски для бизнеса при открытии ИП

Если пройти процесс регистрации ИП, бизнесмен получает возможность вести свою деятельность с определенными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

  • легализация доходов — после регистрации ИП, человек приобретает законное право на ведение бизнеса и получение от него доходов в Казахстане;
  • самостоятельный выбор налогообложения — реализованная упрощенная система налогообложения, часто используемая предпринимателями, позволяет уплачивать налоги в размере 3% от доходов;
  • расширение бизнес-возможностей — для любого заказчика ИП всегда привлекательнее самозанятого, поскольку при сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем отпадает необходимость в уплате страховых взносов;
  • приобретение трудового стажа — с учетом регулярных пенсионных взносов, соцотчислений, которые совершает ИП, стаж рассчитывается на основании периода отчислений.

Расчетные показатели на 2023 год

Минимальные расчетные показатели прописываются в законе «О республиканском бюджете» и обновляются ежегодно. По ним начисляются зарплаты, пенсии, налоги, штрафы, пособия, социальные выплаты и другие платежи.

С 1 января в Казахстане базовые показатели такие:

  • минимальный размер зарплаты (МЗП) — 70 000 тенге;
  • минимальный размер базовой пенсии — 24 341 тенге;
  • минимальный размер пенсии — 53 076 тенге;
  • месячный расчетный показатель (МРП) — 3 450 тенге;
  • величина прожиточного минимума — 40 567 тенге.

Что представляет собой общеустановленный порядок

Все перечисленные в предыдущем пункте категории индивидуальных предпринимателей объединены тем, что обязаны выплачивать налоги по общеустановленному режиму. Его характеризует следующее:

  • налоговой базой служит разница между полученной выручкой и расходами, которые были понесены для получения дохода;
  • индивидуальный подоходный налог (ИПН) составляет 10%;
  • за себя индивидуальный предприниматель оплачивает соц. налог — 2-месячных расчётных показателя (МРП);
  • за каждого сотрудника платится соц. налог в размере 1 МРП;
  • при превышении показателя минимального оборота, равного 30 000-кратной величине МРП, в течение года, платится 12% НДС;
  • пенсионный взнос в размере 10% от доходов за владельца и каждого сотрудника.

Особенности работы по договору ГПХ

  • исполнителю не назначается строгий график работы. Работа должна быть выполнена просто в рамках сроков оговоренных в договоре
  • на сотрудника по договору ГПХ не возлагается материальная ответственность
  • можно убрать из процессов всякого рода первичную документацию, например, путевые листы водителей транспортных средств, заявки на транспортировку груза и т.д.;
  • если работа имеет продолжительный срок — несколько месяцев или год, например, то исполнителю нет необходимости делать акт выполненных работ ежемесячно. Достаточно сделать один общий акт по истечению срока договора и выполнения возложенных на исполнителя обязательств
  • исполнитель по договору ГПХ не должен фигурировать во внутренних документах компании — правила внутреннего трудового распорядка, положении об оплате труда и т.д.

и другие особенности работы с физическим лицом по договору ГПХ.

Гражданин Казахстана зарегистрировал ИП на территории РФ, но не определился с режимом налогообложения. Существует ли какой-либо срок после регистрации ИП в течении которого можно выбрать систему налогообложения?

Ответ

Шайдулин Айрат. Юрист, г. Нефтекамск.

Если режим налогообложения не выбран в процессе регистрации ИП, то закон устанавливает тридцатидневный срок со дня подачи документов на оформление ИП в налоговый орган. По истечении данного срока необходимо окончательно уведомить ИФНС о выборе. При отсутствии уведомления будет применяться (по умолчанию) общий режим. Стоит также учитывать, что нахождение в РФ менее чем сто восьмидесят три дня в последние двенадцать месяцев, предполагает уплату налоговой ставки в количестве 30% вместо обычно применяемых 13%.

На основании чего действует ИП при заключении договора?

1) определить территориальную подсудность дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей (по месту жительства, по месту осуществления предпринимательской деятельности или по месту регистрации индивидуального предпринимательства, для членов крестьянского или фермерского хозяйства — возможно по месту нахождения земельного участка);

Индивидуальное предпринимательство, как вид частного предпринимательства — это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Использовать специальный режим ИП по упрощенной декларации могут граждане Республики Казахстан, а также постоянно проживающие на территории Республики Казахстан граждане Российской Федерации, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и оралманы.

Многие из нас хотя бы раз в жизни задумывались о том, чтобы открыть свое дело, но так никогда и не приступали к осуществлению своей задумки. Кому-то это кажется сложным, а кто-то просто не знает, как это сделать. Если у вас есть идея и желание стать предпринимателем, мы подскажем, с чего начать.

Поскольку Договор о ЕАЭ не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению таких граждан до настоящего времени не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства, т.е. положения ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ.

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

В то же время, п. 1 ст. 7 НК РФ, ст. 2 Закона № 167-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора РФ.

  • налоговые (в них входят учредительные документы и отчётность);
  • кадровые (если ИП работодатель) – заявления работников, трудовые договоры, правила распорядка, штатное расписание и пр.;
  • охрана труда (правила техники безопасности, различные инструктажи);
  • прочие – документально оформленные санитарные нормы, противопожарная безопасность, аренда;
  • КУДиР и бумаги, подтверждающие доходы и расходы.
  • при устройстве на работу в муниципалитет, в правоохранительные органы, поступлении на службу в ряды Вооруженных сил, открытии кабинета адвоката или нотариуса. Всем этим лицам заниматься предпринимательством, вести собственный бизнес запрещено;
  • при оформлении материальной помощи;
  • при постановке в очередь на субсидии;
  • при оформлении жилищных преференций и т. д.

Субъект малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме юридического лица. Индивидуальное предпринимательство, как вид частного предпринимательства — это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Актуальность статьи проверена 02.2021.

Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом. При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется. В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

Не могут воспользоваться условиями специального налогового режима, граждане, ведущие такие виды бизнеса в Казахстане, как:

  • бухгалтерия и аудит;
  • продажа мазута, дизельного топлива и бензина;
  • производство подакцизной продукции;
  • хранение и реализация оптом подакцизной продукции;
  • использование недр земли;
  • предоставление консультационных услуг;
  • предоставление страховых, финансовых и посреднических услуг;
  • предоставление услуг в области правосудия, юстиции и права;
  • заготовка, переработка и хранение отходов чёрных и цветных металлов, а также лома;
  • прием у населения и самостоятельный сбор стеклотары;
  • проведение негосударственных лотерей.

Подробнее о налоговых новшествах узнайте из видео, представленном ниже.

Все перечисленные в предыдущем пункте категории индивидуальных предпринимателей объединены тем, что обязаны выплачивать налоги по общеустановленному режиму. Его характеризует следующее:

  • налоговой базой служит разница между полученной выручкой и расходами, которые были понесены для получения дохода;
  • индивидуальный подоходный налог (ИПН) составляет 10%;
  • за себя индивидуальный предприниматель оплачивает соц. налог — 2-месячных расчётных показателя (МРП);
  • за каждого сотрудника платится соц. налог в размере 1 МРП;
  • при превышении показателя минимального оборота, равного 30 000-кратной величине МРП, в течение года, платится 12% НДС;
  • пенсионный взнос в размере 10% от доходов за владельца и каждого сотрудника.

Если вы хотите открыть ИП по упрощенке, ваше предприятие должно будет соответствовать следующим условиям:

  1. В течение налогового периода доход не должен быть выше 1 400-кратного МЗП.
  2. Вместе с вами в вашем коллективе в течение налогового периода должно числиться не более 25 человек. Двадцать пять — это максимальный порог, перейдя который вы потеряете статус, позволяющий платить налоги по упрощённому алгоритму.

Для другой формы, — патента, законодательством Республики Казахстан предусмотрены следующие условия:

  • В течение всего налогового периода доход не должен превышать 300-кратный МЗП.
  • Деятельность осуществляется по форме личного предпринимательства.
  • Не используется труд других людей.

В данном видео вы узнаете о режимах налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Следует учитывать, что понятие «Налоговый период» неодинаково для различных видов ИП. Под ним подразумевается:

  • Для тех, кто платит по общеустановленному порядку — календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
  • Для тех, кто сдаёт упрощённую декларацию — полугодие.
  • Для тех, кто оформил патент — календарный год.

Важно оплатить налоги в положенный срок, иначе не избежать штрафных санкций.

Если вы выбрали для себя как наиболее приемлемый вид налогообложения патент, вам нужно будет отдавать в виде выплат и налогов следующее:

  • 2% от суммарного дохода, который вы заявили в отчётной декларации за патент.
  • Индивидуальный подоходный налог в размере половины стоимости вашего патента.
  • 5% от вашего дохода на социальные отчисления, но не меньше МЗП.
  • 10% — взносы в пенсионный фонд Республики (ежемесячно).
  • Разницу половины стоимости патента и суммы социальных начислений — соц. налог.

Как получить патент для ИП узнайте из видео, представленном ниже.

Как уже отмечалось, все, кто выбрал упрощёнку, должны сдавать налоговую отчётность об оплаченных налогах раз в полугодие. Срок сдачи — 15-е число 2-го месяца, следующего после завершения отчётного периода. Сдаётся заполненная форма 910.00. в неё вносится информация обо всей начисленной прибыли, включая суммы, которые пришли с опозданием и авансы.

Предприятиями, сдающими отчётность по упрощёнке, производятся следующие выплаты:

  • 3% от суммы дохода, который был заявлен в отчётной декларации;
  • ½ от полученного выше, как ИПН;
  • соц. налог равный разнице половины 3-процентного налога и социальных отчислений;
  • 5% от дохода — социальные выплаты (не меньше 5 процентов от МЗП) за работников и нанимателя (ежемесячно);
  • ежемесячно 10% — взносы в пенсионный фонд Республики (не меньше 10% от МЗП за каждого задействованного работника и владельца).
Читайте также:  Военные пенсии в России с осени 2023 года вырастут на 10,5%

Главное различие между патентом и упрощёнкой состоит в том, что обладатели патента выплачивают налог в виде предоплаты при оформлении документов в налоговой. Если ИП рассчитывается с государством по упрощённой схеме, он платит по факту полученного дохода, когда отчитывается.

Патент удобен тем, что не требуется наличие кассового аппарата, практически полностью отсутствует бухгалтерская документация. Клиентам не нужно выдавать фискальные чеки.

Работая по упрощённой схеме налогообложения, вы обязаны иметь зарегистрированный в метрологических органах кассовый аппарат (ККТ). Аппараты необязательны только в случаях, когда предприятие работает по безналичному расчёту.

Какие налоги платят ИП в Казахстане

Если вы твердо решили стать на путь предпринимательства, нужно знать, что одним из основных и обязательных шагов к вашей цели является регистрация ИП. Зарегистрировать ИП в Республике Казахстан, на сегодняшний день, можно двумя способами: традиционным и электронным.

Сторонникам традиционного способа необходимо лично явится в отделение Комитета государственных доходов Министерства финансов РК по месту нахождения бизнеса с уведомлением (на бумажном носителе) о начале предпринимательской деятельности, составленном по установленной форме. В уведомлении необходимо будет указать такую информацию: наименование ИП, адрес, вид деятельности и режим налогообложения.

Если же вы желаете зарегистрировать ИП электронным способом, то сделать это можно с помощью порталов elicense.kz и eGov.kz. С пошаговой инструкцией, как это сделать, можно ознакомиться по ссылке.

Регистрация ИП осуществляется в течение 1 рабочего дня.

Нужно отметить, что с недавних пор, свидетельство о государственной регистрации ИП не выдается.

Также нужно знать, что был отменен сбор за регистрацию ИП.

Ваш бизнес «не пошел» или просто не приносит вам тех доходов, о которых вы мечтали? Вы решили его закрыть? Сделать это, на сегодняшний день, к счастью, совсем не сложно.

Первое, нужно помнить, что существует две формы «закрытия» ИП: ликвидация и приостановление деятельности (до 5 лет).

Если вы решили не приостанавливать деятельность, а ликвидировать ваше предприятие, то вам необходимо:

  1. Обратиться в орган государственных доходов с заявлением о ликвидации ИП
  2. Сдать ликвидационную налоговую отчетность
  3. Написать заявление о снятии с учета кассового аппарата (при наличии такового)

После рассмотрения вашего заявления Налоговым Органом, вам нужно будет в СМИ опубликовать информацию о ликвидации вашего ИП.

Если же вы еще не готовы ликвидировать ИП, а лишь желаете приостановить предпринимательскую деятельность, тогда вам необходимо явиться в ваш Налоговый Орган и написать заявление о приостановлении деятельности.

Важным этапом, для успешной деятельности вашего будущего бизнеса, является выбор режима налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе патента:

  • ставка налога – 1% от дохода (для сферы торговли — 2%)
  • максимальный доход за год не превышает 3 528 месячных расчетных показателей (МРП) либо 8 908 200 тенге
  • не используется труд наемных работников
  • используется деятельность в форме личного предпринимательства

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации:

  • ставка налога – 3% от дохода
  • максимальный доход за полугодие не превышает – 24 038 МРП либо 60 695 950 тенге
  • максимальная численность работников – 30 человек, с учетом самого ИП

Специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета:

  • ставка налога – 10% от дохода
  • максимальный доход за полугодие не превышает – 144 184 МРП либо 364 064 600 тенге
  • максимальная численность работников – 50 человек, с учетом самого ИП

Если вышеуказанные условия не соблюдаются, тогда необходимо выбирать общеустановленный режим уплаты налогов.

Какие налоги платит ИП?

Все индивидуальные предприниматели в Республике Казахстан обязаны платить два вида налогов (индивидуальный подоходный налог и социальный налог) и два вида отчислений (обязательные пенсионные взносы и социальные отчисления).

Согласно Закону Республики Казахстан «О платежах и платежных системах», индивидуальные предприниматели, занимающиеся одним из нижеперечисленных видов деятельности, обязаны устанавливать оборудование, предназначенное для приема платежей с использованием платежных карточек (POS-терминал).

Виды деятельности индивидуального предпринимателя

1

Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание

2

Оптовая и розничная торговля

3

Предоставление услуг гостиницами

4

Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков

5

Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт

6

Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов

7

Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов)

8

Деятельность в области страхования

9

Деятельность в области здравоохранения

10

Деятельность в области образования

11

Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов

12

Деятельность фитнес-, спортивных клубов, дискотек

13

Деятельность по организации азартных игр и заключения пари

14

Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду

В случаях отсутствия данного оборудования к ИП применяются штрафные санкции. Размер штрафа для индивидуального предпринимателя составляет 40 месячных расчетных показателей, то есть 101 000 тенге.

Нужно отметить, что после приобретения POS-терминала, регистрировать его в налоговых органах не нужно.

Первый микрокредит без переплат!

Какие типы предприятий можно зарегистрировать в Казахстане?

Правительство Республики Казахстан предусматривает регистрацию таких субъектов бизнеса:

  1. ТОО (LLP). Наиболее распространенный тип юридического лица, которое функционирует на территории РК. Данный предприниматель несет ограниченную ответственность за ведение бизнеса. В таком случае руководители и владельцы компании не ставят под удар собственные средства в случае, если фирму настигнет банкротство. В такой компании должен быть минимум один управляющий, а количество акционеров не ограничено.

  2. АО. При регистрации акционерного общества, необходимо предоставить данные минимум об одном руководителе резиденте Казахстана (физическое лицо) и об одном акционере, гражданство которого не имеет значения. Минимальный капитал такой компании в Казахстане должен составлять 483 000 долларов. Акционерное общество обязуется регулярно (раз в год) предоставлять финансовую отчетность за прошедший период.

  3. ТДО. Товарищества с дополнительной ответственностью функционируют также, как и ТОО, однако в случае возникновения финансовых проблем внутри компании или банкротства покрывают ущерб средствами из собственных вкладов, а если этих денег недостаточно, вынуждены отдавать личное ценное имущество. Поскольку размер уставного капитала формируется в основном за счет средств вкладчиков, учредители ТДО обязаны вернуть инвесторам деньги в случае признания компании не прибыльной.

  4. ИП. Самая простая форма малого предпринимательства, которую можно зарегистрировать в Казахстане. Индивидуальными предпринимателями являются частные лица, которые ведут бизнес по производству или реализации товаров. Деятельность ИП является официальным трудовым стажем, что положительно влияет на рост пенсионных накоплений и стажа работы. Для индивидуальных предпринимателей действует фиксированный режим налогообложения в размере 12% до общей суммы дохода. Регистрация ИП возможна только для коренных жителей Казахстана, которые имеют гражданство и постоянную регистрацию на территории РК. Если иностранец хочет открыть бизнес на основе ИП, обязательным условием является получение гражданства. Также при открытии ИП предприниматель должен учитывать, что он несет полную ответственность за ведение бизнеса и в случае потери капитала компании обязан компенсировать причиненный ущерб из личных средств.

  5. Дочернее представительство. На территории Казахстана предприниматели вправе открывать дочерние компании, которые полностью контролируются большой корпорацией. Независимо от того, что дочерняя организация контролируется главным управляющим предприятия, она функционирует отдельно, имеет собственный бюджет и самостоятельно уплачивает налоги. Оформлять дочерние компании выгодно владельцам крупных организаций, поскольку таким образом они могут рассчитывать на сниженную ставку налогообложения.

  6. Филиал. Данная форма ведения бизнеса подходит для иностранных инвесторов, которые хотят открыть представительство своей компании в Казахстане. Филиал должен быть официально зарегистрирован на территории РК, иметь собственный офис и уполномоченных представителей. Однако, юридическими и финансовыми делами филиала управляет руководитель главного офиса.

Этапы регистрации ТОО в Казахстане

Если предприниматель решил открыть собственный бизнес типа ТОО в Казахстане (товарищество с ограниченной ответственностью), он должен пройти обязательную процедуру регистрации, которая состоит из нескольких шагов. Чтобы зарегистрировать ТОО в Республике Казахстан владельцу компании необходимо:

  1. Обратиться в специализированное управление, которое занимается регистрацией компаний (ЦОН).

  2. Написать заявление по установленной форме (Приложение 1 или Приложение 2 для ТОО).

  3. Предоставить полный пакет обязательных документов для регистрации ТОО.

  4. Предоставить квитанцию об уплате госпошлины.

  5. Подать заявление на рассмотрение в ЦОН.

После рассмотрения письменного заявление сотрудник предоставит заявителю справку о государственной регистрации предпринимателя. В случае отказа, сотрудник ЦОН обязан предоставить полный мотивированный ответ, в котором будут прописаны все причины отказа в оформлении юридического лица.

Если предприниматель получил отказ по причине недостаточного количества обязательных документов или несоблюдения установленных правовых норм, он может исправить ошибки, допущенные при написании заявления и подать заявку на регистрацию компании в Казахстане повторно. В таком случае человеку необходимо еще раз уплатить государственную пошлину.

Можно ли зарегистрировать предприятие в Казахстане удаленно?

Правительство Казахстана разработала специальную программу по дистанционной регистрации компании с ограниченной ответственностью (ТОО), если ее владельцем является нерезидент РК. В таком случае предпринимателю нужно пройти следующую процедуру:

  1. Перейти на официальный сайт правительства Казахстана и зарегистрировать личный кабинет. Для этого нужно указать основные данные о компании и ее учредителях.

  2. Выбрать раздел «Заказать услугу онлайн» на правительственном ресурсе.

  3. Перейти к регистрации юридического лица.

  4. Заполнить электронную форму заявления, где указать следующие данные:

  • название компании;

  • юридический адрес компании и представительства в Казахстане;

  • информацию о владельце предприятия;

  • данные об уполномоченных лицах.

  1. Подписать учредительный договор онлайн с помощью электронной подписи. Если компания зарегистрирована на нескольких учредителей, каждый из них должен подписать цифровой документ. Получить ЭЦП можно в мобильном приложении банка, клиентом которого является предприниматель.

  2. Оплатить государственный сбор, указав реквизиты банковского счета. При дистанционной регистрации компании в Казахстане уплата пошлиной проводится онлайн.

  3. Отправить заявку на рассмотрение. Средний срок рассмотрения заявки — 3 дня, однако, в отдельных случаях сотрудники государственной службы рассматривают анкету предпринимателя в течение двух недель.

Узнать о решении по заявке предприниматель может в личном кабинете на сайте правительства egov.kz.

В случае одобрительного решения предприниматель получит электронное уведомление о том, что компания внесена в государственный реестр. Если решение отрицательное, сотрудник, который обрабатывал заявку должен описать все причины отказа (неправильно заполненная заявка, неверные сведения о предпринимателе и т.д.).

Бланк трудового договора в казахстане скачать для ип 2022

Если ваше предприятие стало первым местом работы работника, вы обязаны обеспечить его трудовой книгой, СНИЛС. А если вы трудоустраиваете несовершеннолетнего человека, то должны запросить у него письменное разрешение одного из родителей либо иного официального представителя.

ИП — индивидуальными предпринимателями);• сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;• место и дата заключения трудового договора.Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:• место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *